Олег Кашин написал текст про Монро, Бугаева, Навального, Полонского, Акунина и секс в духе современного искусства (конкретика — по ссылке), задавшись вопросом: "Кто-нибудь поверил бы, что на фотографиях Навальный с Акуниным? Кто-нибудь разочаровался бы в Акунине и Навальном из-за того, что Владислав Мамышев-Монро переоделся (кстати, кем? Акуниным или Навальным?) популярным оппозиционером и сфотографировался бы голым? Вот практический смысл всего этого — он вообще есть? И если есть, то в чем?" (с)

Потом Олег сам предлагает ответ на свои вопросы: смысл действа — создать иллюзию, что против "уважаемых людей" и других "крепких хозяйственников" восстал какой-то кал. Да, но суть не только в этом. Смысл подобной провокации вообще — не бином Ньютона. Банальная политтехнология.

Вопросы Кашина рассчитаны на тех, у кого аналитическое восприятие политики. Но есть еще один, очень важный сегмент восприятия — эмоциональное. Таких людей очень много и в США, и в ЕС, а в России, рискну предположить, особенно много. Назовем их для простоты "голосующие сердцем", но речь совсем необязательно идет о выборах. Речь о позиционировании как таковом.

Резон для производства эдакого кала прост. Чтобы вызвать эмоциональное отторжения каких-либо фигур, необходимо подкинуть в массовое сознание какую-нибудь отвратительную, но запоминающуюся ассоциацию. Умом человек понимает, что это, конечно, не Навальный, но, когда речь заходит о реальном Навальном, ассоциация всплывает сама. Ассоциация, вызывающее крайнее отвращение.

На "голосующих сердцем" работает прекрасно. Проверено неоднократно. Условными "антинавальновцами" "голосующие сердцем" от этого не станут, но и Навального будут воспринимать как что-то малоприятное.

Самое знаменитое применение подобной техники: телепрограмма Доренко, где рассказывалось об операции на позвоночнике Примакова. Иллюстрировалось это кошмарными кадрами реальной операции, настоящей мясозаготовкой. Понятно, что к Примакову показанная запись отношения не имела, это был не его позвоночник. Зато к нему имел прямое отношение закадровый текст (не только, подчеркну, к его здоровью), а кадры нужны были для закрепления тошнотворной ассоциации: Примаков — кровькишки.

Посему "креатив" Африки и Полонского — это не бред сумасшедшего. Это очень трезвый расчет и банальная политтехнология.

ЗЫ: Пост, разумеется, был обращен не к Олегу Кашину, а к тем, кто замостил ленту криками "за дураков нас держите?", "ну и юмор у "Новой газеты", "где карательная психиатрия". Часть этих людей просто не разбираются в политтехнологиях, а часть — разбираются прекрасно, просто они прямо сейчас на работе.

Дмитрий Бавырин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены