Недавно российский правозащитник, основатель проекта "Гулагу.Нет" Владимир Осечкин в своем интервью отметил, что, несмотря на рост популярности создателя ЧВК "Вагнера" Евгения Пригожина в информационном пространстве и создания в российском обществе определенного культа "вагнеровцев", сама ЧВК представляет собой "колосс на глиняных ногах". По его словам, моральный дух боевиков падает, а количество перебежчиков и людей, отказывающихся воевать в Украине, напротив, растет. Владимир Осечкин отмечает, что именно с этим связаны участившиеся случаи внесудебных казней и иных видов расправ над "бунтарями" внутри ЧВК "Вагнера", пишет СЕРА.

"То, что они пошли на столь серьезное повышение уровня насилия внутри своей структуры, говорит лишь о том, что никакая иная мотивация не работает", – полагает правозащитник. В качестве примера Осечкин приводит историю Андрея Медведева – бывшего боевика группы "Вагнера" с позывным "Джога", который решил публично выйти из организации. На данный момент, по словам правозащитника, к поискам Медведева по просьбе Пригожина подключились оперативники МВД и ФСБ. Также Владимир Осечкин сообщил, что некоторые из завербованных Евгением Пригожиным уголовников обращаются в проект "Гулагу.Нет" с просьбой помочь им вернуться обратно на зону.

Его информацию подтверждает и американец Пол Уилан, отбывающий наказание в российской колонии по обвинению в шпионаже. По словам Пола, переданным прессе его братом Дэвидом, в колонии, где находится американец, "вагнеровцы" смогли завербовать всего 8 человек, хотя в прошлый раз количество добровольцев составило 115 человек.

ЧВК "Вагнера" – это не единственная организация, где в последнее время отмечается упадок боевого духа. По словам Игоря Гиркина (Стрелкова), начавшего войну на Донбассе в 2014 году, похожая картина наблюдается и в регулярной армии. "Военные воюют "по инерции", не имея ни малейшего понимания об окончательных стратегических целях текущей военной кампании", – отмечает Гиркин, добавляя, что "среди солдат царит апатия".

Что касается состояния российского общества в целом, лояльные Кремлю социологи докладывают, что, несмотря на рост критических настроений в социуме, "очень высокий уровень поддержки руководства страны сохраняется, и в условиях геополитической конфронтации рассматривается абсолютным большинством россиян как безальтернативный". Однако появляется все больше данных, свидетельствующих об обратном.

К примеру, недавно расследовательский центр "Досье" опубликовал результаты двух социологических исследований, которые проводились по заказу Кремля в июле и ноябре 2022 года в Москве, Екатеринбурге и Саратове среди безусловных сторонников войны. По информации журналистов, среди опрошенных были сторонники Игоря Гиркина и Рамзана Кадырова, патриоты прокоммунистической и правоконсервативной направленности, а также обычные "лоялисты" – зрители российских политических ТВ-шоу.

Однако даже летом, согласно материалам исследования, радикальные патриоты пребывали в состоянии сильного стресса и напряжения. Основным фактором недовольства стала затянутость "специальной военной операции" (так власти Росси называют полномасштабную войну против Украины – КР), хотя в целом "патриоты" были настроены решительно и агрессивно. К ноябрю, после начала контрнаступления ВСУ, частичной мобилизации и потери значительного количества захваченных территорий, на смену захватническим настроениям пришел страх за будущее. Журналисты отмечают, что некоторые респонденты настолько разочаровались в российской армии, что готовы были даже отдать Крым, лишь бы закончить войну. Многие чувствовали смятение из-за объявленной мобилизации и обстрелов российской территории.

Существует еще один индикатор, показывающий, что российское общество, при всем его конформизме, воспринимает войну вовсе не так спокойно, как пытаются уверить пропагандисты. По сообщениям российских СМИ, уровень обращений россиян к психологам за первые три месяца 2022 года вырос на четверть, при этом в феврале прирост составил 15,2%, в марте – 21,4%. По словам семейного терапевта Екатерины Козейкиной, около 80% запросов – это жалобы на хронический стресс и повышенную тревожность, а также различные тревожные расстройства и панические атаки.

При анализе этих данных важно учитывать, что в 2022 году 75% россиян заявили, что исключают для себя возможность обращения к психологам, в первую очередь из-за высоких цен на подобные услуги. К тому же в российской культуре традиционно высок уровень стигматизации людей с любыми ментальными проблемами и критики западного образа жизни. Следовательно, многие люди избегают обращения к психологам, боясь прослыть "больными" или "подражателями" американской культуры. Это означает, что рост психологических проблем населения определялся лишь по небольшому сегменту россиян, считающих приемлемым для себя обращение к такого рода специалистам, тогда как подлинный уровень тревожности в обществе может быть в несколько раз выше.

Доказательством этого является резкий рост спроса на антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики, зачастую более доступные россиянам, чем визиты к психологам. Наибольший всплеск спроса пришелся на август-сентябрь, а по данным на начало октября, с начала года гражданами было приобретено более 2,5 млн упаковок указанных препаратов. По данным психологов, запрос на успокоительные, снотворное и антидепрессанты возрос с конца февраля этого года. Еще одним показателем высокого уровня в обществе стал рост преступности, в том числе среди женщин.

Таким образом, похоже, что не только ЧВК "Вагнера", но и вся поддержка войны российским большинством представляют собой "колосс на глиняных ногах". С одной стороны, как отмечают журналисты, люди не готовы выходить на протесты, поскольку опасаются репрессий, а "патриотическая" часть общества к тому же искренне верит, что никакого иного выхода, кроме борьбы до победы, у России уже не осталось. Однако уровень разочарования и тревожности, царящий в том числе в радикал-патриотических кругах и в армии, делает эту победу все менее вероятной. Это означает, что уровень недовольства и недоверия к власти также будет расти.

Ксения Кириллова

ru.krymr.com

! Орфография и стилистика автора сохранены