В Петербурге перестал существовать последний из оставшихся элементов "системы сдержек и противовесов", который ограничивал произвол питерской администрации – Уставный суд. Формально он сохранился – но у этой формы теперь кардинально иное содержание.

Уставный суд – орган, проверяющий решения городских властей на соответствие Уставу Санкт-Петербурга. Создан в 2000 году, состоит из семи судей. До нынешнего года на политической сцене города был заметен нечасто – разве что в 2003 году, когда отменил распоряжение губернатора Владимира Яковлева о порядке проведения общественных слушаний по вопросам нового строительства. Но вот наступил 2005 год – и в марте суд отменил решение Смольного о создании так называемой "администрации губернатора".

Этот орган власти занимает в городе такое же положение, как президентская администрация в стране: всем руководит и ни за что не отвечает. Она распоряжается деньгами и кадрами, обеспечивает "административный ресурс" на выборах, командует районными властями и так далее.

Решение Уставного суда в Смольном восприняли как личное оскорбление: путинская команда твердо знает, что власть – это они и никто больше. Все остальные – подчиненные структуры, дело которых исполнять приказы. К тому же, первые лица города – губернатор Валентина Матвиенко и ее первый заместитель (он же – руководитель администрации) Виктор Лобко - делали свою номенклатурную карьеру тогда, когда отмена судом решения обкома партии могла быть только частью сюжета фантастического романа.

Короче, вместо того, чтобы выполнять решение суда, Смольный объявил ему войну на всех фронтах. Сперва - на пропагандистском: газеты начали печатать написанные, как под копирку, коллективные письма директоров предприятий и ректоров вузов: мол, постановление Уставного суда "дестабилизирует работу правительства Санкт-Петербурга". Уважаемые люди даже просили Законодательное собрание "рассмотреть вопрос о законности принятого постановления УС". Любой первокурсник юридического факультета любого из руководимых подписантами вузов – и то должен знать, что именно суд оценивает законность решений других ветвей власти, а не наоборот.

Одной пропагандой, впрочем, дело не ограничилось: летом были оперативно приняты поправки в Устав города и в закон "Об Уставном суде". Срок полномочий судей урезали на год – так, чтобы уже осенью суд можно было переизбирать. И переизбирать по новым правилам: судей выбирает Законодательное собрание, но все кандидаты должны быть заранее согласованы с губернатором. С учетом того, что большинство в Собрании окрашено в "медвежьи" цвета – исход выборов становился абсолютно ясен: суд должен был стать предельно лояльным к исполнительной власти органом.

К тому же, для пущего спокойствия Смольного, граждан лишили права обжаловать в Уставном суде нормативные акты исполнительной власти. "Узурпацией власти в руках губернатора" назвали эти поправки депутаты из "Демократической фракции", но их голосов катастрофически не хватило для того, чтобы не допустить происшедшего.

2 ноября состоялись выборы судей, и никаких неожиданностей они не принесли. Понятное дело, что строптивых судей прежнего состава – председателя УС Николая Кропачева и его заместителя Александра Осоцкого - не было даже среди выдвинутых кандидатов.

Пятеро из шести "новых" судей – твердые сторонники губернатора. Это судьи прежнего состава Ольга Герасина и Наталья Гуцан, которые летом под разными предлогами блокировали работу суда, оказывая огромную услугу губернатору (Смольный был застрахован оттого, что УС отменит еще какое-либо решение администрации). Это депутат Законодательного cобрания, генерал-майор МВД Станислав Зыбин. Это бывший начальник ГУВД, генерал-лейтенант Вениамин Петухов. И директор института регионального законодательства при губернаторе Ленинградской области Сергей Сергевнин. Разве что, профессор Санкт-Петербургского университета Наталья Шевелева и судьи прежнего состава (ее срок полномочий истекает только в 2010 году) Людмила Кулешова могут оказаться "непослушными", но на решения суда это вряд ли повлияет. Новый Уставный суд должен будет уже не оценивать законность решений Смольного и Мариинского дворца, а конструктивно сотрудничать с ними.

Что же, зачистку политического пространства северной столицы от всего, что еще не находилось под контролем губернатора, можно считать законченной. Законодательная власть была зачищена еще два года назад, когда большинство в городском парламенте перешло к "медведям" и их союзникам, теперь настала очередь судебной.

Все ветви власти срастаются в один ствол: нужен ли более наглядный образ вертикали?

Борис Вишневский, член Бюро партии "Яблоко"

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter