Объективность мониторинга, позаимствованного у словацких коллег, заложена в самой методике: исследователи с секундомером в руках замеряли, какая часть экранного времени на телеканалах "Первом", "России", НТВ, ТВЦ и Ren-TV отдается тем или иным событиям, партиям, деятелям. В "Российской газете", "Парламентской газете", "Комсомольской правде" и "Коммерсанте" были измерены площади, отданные под освещение политических событий, и частота упоминаний политиков.
В результате оказалось, что на указанных телеканалах около 90% главных новостей посвящено власти, то есть президенту, его администрации и партии "Единая Россия", при этом материалы были либо "положительны по тону, либо нейтральны". При этом мнение оппозиции в новостном телеэфире практически не отображается, пишет "Независимая газета".
Яковенко подчеркнул, что федеральные телеканалы "по всем профессиональным признакам не являются СМИ", так как не информируют граждан о реальных событиях, а отражают лишь одну точку зрения – правящей элиты. В то же время собственно журналистской работе отведено 3% экранного времени. При этом создавшуюся ситуацию можно будет изменить только с помощью общественного телевидения, проект по созданию которого он на данный момент и возглавляет.
В отношении газет в ЦЭЖ высказались более положительно, сказав, что газеты, все-таки пока еще "являются СМИ". Кроме того, у читательской аудитории есть "возможность выбрать".
Комментируя данные доклада, руководитель новостных программ Ren-TV Илья Кузьменков подчеркнул, что его телеканал "не оппозиционен и не проправительственен, он просто дает широту событий и разных точек зрения. Это нормально для истинной журналистики. Новости на других каналах, возглавляемых профессиональными журналистами, являются пропагандистскими и не могут в принципе называться СМИ".