Летом 2005 года депутаты приняли закон о госзакупках, который обязывает госорганы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности. Чтобы проверить кандидата, организаторы конкурса должны иметь возможность получать информацию о его налоговых долгах, решили авторы закона. В вязи с этим они включили в пакет поправок норму, которая обязывает налоговые органы предоставлять такую информацию. Поправка к статье 32 Налогового кодекса вступила в силу еще в феврале 2006 года.
Теперь налоговики обязаны в течение 10 дней предоставить автору запроса информацию о налоговых долгах компании или физического лица за прошедший календарный год, а также сообщить, обжаловал ли он эту задолженность и каков результат рассмотрения жалоб. Между тем, в законе не говорится, что обращаться с подобными запросами к налоговикам могут только представители конкурсной комиссии: такое право есть у всех “органов, обладающих полномочиями по размещению госзаказов”, даже если в данный момент таких заказов у них нет. Таковыми могут быть все федеральные органы исполнительной власти, региональные и местные администрации, а также неконкретизированный круг “муниципальных заказчиков”.
В законе также не уточняется, что получать информацию можно только о тех компаниях или гражданах, которые подали заявку на участие в конкурсе. Это значит, что можно требовать информацию о задолженности любого юридического или физического лица, отмечает юрист Торгово-промышленной палаты Александр Зрелов. Кроме того, закон не требует, чтобы авторы запроса объясняли причины интереса к налогоплательщику или чтобы запрос был направлен в ту инспекцию, где он стоит на учете. Нет и единой формы запроса. Иными словами, закон позволяет широкому кругу лиц получить информацию о ком и когда угодно, подытожил Зрелов.
Руководитель налогового комитета Госдумы Наталья Бурыкина признала, что сложившаяся ситуация – "результат непрофессиональной работы законодателей”. По ее словам, поправки, связанные с правилами госзакупок, шли через комитет по промышленности, который не понял последствия этого решения и не посоветовался с бюджетным комитетом. Норма о налоговой тайне будет исправлена не раньше осенней сессии, пообещала Бурыкина.