Характерно то, что, будучи по военной терминологии "пиджаком", Сердюков не сделал пока заметных грубых ошибок на совершенно новом для него поприще. Несмотря на зачастую открытое сопротивление генералитета и оскорбительные комментарии, сопровождавшие его назначение, новый министр попытался наладить деловые и конструктивные отношения с подчиненными. Невзирая на насмешки, он даже был готов сесть на студенческую скамью и заняться всерьез изучением военных премудростей.
Это сказано вовсе не для того, чтобы признать удачным выбор российского президента. Автор этих срок придерживается как раз противоположной точки зрения и считает, что назначение Сердюкова было немотивированным и спонтанным. Однако из песни слова не выкинешь: в предложенных условиях действия "гражданского" министра оказались близки к оптимальным.
Между тем факт остается фактом – Анатолий Сердюков подал прошение об отставке. Судьба рапорта, видимо, решится в ближайшие дни, если не часы. Журналисты вдоволь позубоскалили по этому поводу. Военные, напротив, с облегчением вздохнули. По слухам, в день подачи упомянутого рапорта высшие офицеры российского оборонного ведомства позволили себе капитально расслабиться и устроили "фуршет" для узкого круга в предвкушении скорейшего освобождения от диктата "штатского пшюта". В печати появились совершенно недопустимые с точки зрения этики "рекомендации" и "предположения" по возможным кандидатурам на должность министра. Вероятными преемниками Анатолия Сердюкова уже названы заместитель министра Николай Панков и начальник Генштаба Юрий Балуевский. Тем самым, подковерная борьба за власть в среде "паркетных офицеров" невольно выплеснулась на поверхность и стала достоянием широкой общественности.
Как ни странно, почти никто не обратил внимания, что ничего особенного, в принципе, не произошло. Новый премьер и исполняющий обязанности министра обороны просто-напросто выполнили требования действующего законодательства. Закон запрещает службу в силовых структурах родственникам в том случае, если один из них находится в прямом подчинении у другого. Правда, "силовиком" в чистом виде в данном случае является только министр обороны. Однако не будем забывать, что его руководитель, глава кабинета министров, носит классный чин государственного советника налоговой службы первого ранга, что соответствует генеральскому званию. Следовательно, Анатолий Сердюков поступил строго по закону, когда подал президенту прошение об отставке. То, что этот совершенно естественный шаг вызвал бурю насмешек и разнообразных кривотолков, вызывает серьезное беспокойство за нравственное состояние общества. Стало быть, соблюдение законодательства у россиян уже считается чем-то ненормальным и вызывающим жалость.
Другое дело, что президент, по идее, должен был сам предвидеть подобную реакцию, когда назначал на ответственные должности близких родственников.
Правильно – должен был. Но не обязан. При назначении нового премьера президент вполне мог руководствоваться известными ему критериями и вовсе не думать о его родственных связях.
Впрочем, на ситуацию можно посмотреть и под другим углом зрения. Президент и его окружение, естественно, вполне могли знать – и, скорее всего, знали – о родственных связях двух высокопоставленных чиновников. В этом случае спектакль с прошением об отставке можно рассматривать как учиненную всем нам дополнительную проверку. Общество таким образом "проверялось" на нравственность, военные – на дисциплинированность, политики и чиновники – на лояльность.
Как выяснилось, почти никто не выдержал "испытания". Общество показало свое презрение к законам, генералы дали понять, что им совсем не по душе некоторые решения верховного главнокомандующего, а политики и чиновники занимались привычными для них интригами и интрижками. Пожалуй, только Зубков с Сердюковым выглядели в этой ситуации более или менее пристойно.
Последнее, кстати, позволяет предположить, что фактически спровоцированная отставка министра преследовала также цель "очищения" российского руководства от обвинений в клановости и моральной нечистоплотности. Между прочим, такого рода "чистки" обычно проводятся тогда, когда в высших кругах окончательно определились с планом дальнейших действий и персоналиями кандидатов на главные посты. В этом случае заранее формируется положительный образ основного кандидата. Эксперты, допускающие возможность подобной трактовки событий уходящей недели, утверждают, что в этом случае идеальным претендентом на роль такого "главного кандидата", а, следовательно, и "преемника" был бы вновь назначенный премьер Виктор Зубков.
Интересно, что даже в том случае, если предположение экспертов окажется ошибочным, премьер все равно останется в выигрыше. За ним прочно закрепится образ строгого, но честного и порядочного чиновника. Про Анатолия Сердюкова и говорить нечего. По большому счету ему теперь безразлично, отправит его президент в отставку или нет. Недоброжелатели министра обороны сами выдали себя с головой, продемонстрировав бурную радость при появлении слухов о возможном уходе начальника со своего поста. В то же время сам руководитель оборонного ведомства поднялся в моральном плане на недосягаемую для коллег высоту.
Похоже, что теперь "министру с крылышками" нет нужды беспокоиться за свой портфель. В случае принятия президентом его рапорта, новые предложения не заставят себя долго ждать. По некоторым данным, Анатолий Сердюков может возглавить вновь создаваемую федеральную спецслужбу по борьбе с коррупцией.
Вы можете оставить свои комментарии здесь