Вчера новый премьер-министр Украины Юлия Тимошенко объявила о приоритетах своего правительства. На первом месте, естественно, оказалось принятие государственного бюджета на следующий год. Далее следует выполнение предвыборных социальных обязательств, включая меры по возвращению украинским гражданам пропавших вкладов Сбербанка СССР (этому вопросу было посвящено состоявшееся вчера первое заседание нового Кабмина). Кроме того, Юлия Тимошенко обещает заняться ревизией решений прежнего правительства, которое, по ее мнению, часто руководствовалось коррупционными мотивами.

Россия в этом списке вообще не упоминается. Стратегическое партнерство, создание общего экономического пространства, экономическое сотрудничество и подобные формулировки прежних лет утратили актуальность. Скорее всего, они теперь уйдут из пространства "большой политики" и перейдут к так называемым пророссийским силам, группе в целом безобидных маргиналов, основная задача которых сводится к изображению российского влияния на украинский политический процесс.

Приоритеты нового правительства говорят о том, что в действительности отношения с Россией больше не представляют важности для украинской политической элиты. Взаимодействие с российскими корпорациями, безусловно, будет продолжено: они активно участвуют в дележе украинского экономического пространства и никто не собирается их оттуда выдавливать. Блок Юлии Тимошенко на днях выступил с инициативой создания украино-российского координационного совета инвесторов, который будет координировать деятельность правительства и крупных российских предпринимателей, вкладывающих средства в украинскую экономику.

Вполне возможно, что Кабмин Тимошенко попытается пересмотреть существующие договоренности по поставкам российских энергоресрусов. Во всяком случае, на это намекнул сегодня первый вице-премьер-министр Александр Турчинов (который фактически является доверенным лицом Юлии Владимировны). Но, может быть, российская сторона сумеет договориться с Тимошенко, и никаких существенных изменений не произойдет. Александра Бабакова могут вынудить продать его доли в украинских облэнерго, но, скорее всего, он отобьется и придет к соглашению с украинскими группировками, связанными с новым правительством. Но все это не имеет ровно никакого отношения к политическому влиянию России. Еще недавно оно во многом определяло действия большинства крупных политических игроков, стремившихся заручиться поддержкой (или хотя бы обеспечить благожелательный нейтралитет) российской стороны. Сегодня оно практически не ощутимо.

Можно сколько угодно сетовать на вмешательство в украинский политический процесс американцев. Действительно, представители американской администрации открыто дают рекомендации украинскому руководству, а посол США, почти не отлучаясь, сидел в дипломатической ложе Верховной Рады все дни, когда шло голосование за Тимошенко (и был, кстати говоря, единственным представителем дипкорпуса). Конечно плохо, что Вашингтон подчас нарушает все нормы приличия. Но ведь никто вроде бы не мешает российской стороне отстаивать свою позицию, помогая украинским политикам противостоять американскому давлению. Беда в том, что никакой собственной позиции у российской стороны нет (или же она составляет государственную тайну, а потому держится в секрете). Вот уже больше года российское руководство безучастно следит за украинскими событиями, несколько оживляясь, когда речь заходит о цене на газ, и обижаясь на Тимошенко за требование отказаться от посредничества РосУкрЭнерго.

Почему же Россия утратила влияние в стране, где подавляющее большинство населения хорошо говорит на русском (а треть граждан считает этот язык родным)? В распоряжении российского руководства есть множество инструментов влияния: от Московского патриархата, охотно сотрудничающего с Кремлем, до большого числа пророссийских организаций, до сих пор пользующихся популярностью во многих регионах Украины. На эти организации, кстати говоря, опирается Партия регионов, что не помешало ей в последние полтора года полностью освободиться из-под влияния Москвы и попытаться убедить в своей полной лояльности ЕС и США.

Представляется, российское руководство отказалось от борьбы за влияние на украинскую политическую элиту по тем же причинам, по которым оно уничтожило политическую конкуренцию внутри страны. Всякая борьба связана с риском поражения. Россия открыто поддержала на президентских выборах Виктора Януковича, но он не только проиграл, но и едва не вовлек российские власти в конфликт с Вашингтоном и Брюсселем. Поставки среднеазиатского газа через доверенных посредников оказались делом менее хлопотным и более доходным, чем политическая борьба. Партия регионов осталась без поддержки и поспешила найти себе новых внешних партнеров, из числа тех, что не боятся участвовать в политическом процессе. И обвинять ее в связи с этим в предательстве, как делают некоторые российские эксперты, по меньшей мере, странно. Надо сказать, что подобный ход событий уменьшил влияние самой Партии регионов, популярность которой во многом была связана с открытой поддержкой России. По меньшей мере на несколько месяцев она будет вынуждена находиться в оппозиции к правительству, что, правда, может упрочить скрытый союз Рината Ахметова и Виктора Ющенко. Но уже весной, по-видимому, "регионалы" попытаются вернуться в правительственные кабинеты.

Но для России все предстоящие перемены в украинском Кабинете министров не представляют особого значения. Поскольку Россия больше не является политическим игроком на Украине. А что касается российских корпораций, то они рано или поздно сумеют договориться с любым украинским премьером. На взаимовыгодной основе.

Дмитрий Галкин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter