На минувшей неделе агентство Reuters опубликовало сенсационную и даже в чем-то провокационную статью Майкла Скотта о его беседе с Игорем Юргенсом - главой Института современного развития и первого вице-президента московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал". В публикации говорится, что новый президент Дмитрий Медведев, якобы, ведет "тихую войну" с силовиками и прочими сторонниками жесткого курса, недовольными приходом в Кремль хоть какого-никакого, но "сторонника рынка, либеральных свобод и улучшения отношений с Западом" и пользуется при этом советами института Юргенса. "Идет тихая война, и она будет продолжаться еще какое-то время. Если Медведев не создаст в этой борьбе коалицию, то проиграет, как некоторые прошлые реформаторы в российской истории. Если же ему удастся выстроить подобную коалицию - он победит", - сказано в статье. Отмечается, что собирать коалицию следует из, очевидно, уставших от давления "силовиков" бизнесменов, среднего класса и – внимание – так называемого "интернет-поколения". Сенсация не оказалась простой "бурей в стакане воды" - вскоре рассуждения Юргенса подкрепились реальными событиями. На просторах Рунета состоялась очередная крупная сделка по консолидации "медийных активов" - по старой доброй традиции, выдавшаяся неожиданностью для рядовых пользователей. Медиа-холдинг "Коммерсант" стал совладельцем Интернет-компании "СУП" - хозяйки популярного сервиса блогов LiveJournal. Взамен же "СУП" приобрела у "Коммерсанта" одно из главных сетевых информационных изданий - Газету.Ru.

Если вспомнить, кто контролировал "Коммерсант" и Газету.Ru – понятно, в чьи паруса тут дует ветер. Ведь это небезызвестный олигарх Алишер Усманов, которого политологи называют не просто человеком, близким к Дмитрию Медведеву, но даже чуть ли ни его "наставником", наряду с Александром Волошиным.

Напомним, что после того как Усманов включил в свою медиа-империю солидный источник воздействия на умы - газету "Коммерсант", та отметилась рядом "вбросов", направленных на дискредитацию так называемых "силовиков", "прокремлевских" молодежек и прочих соперников Дмитрия Анатольевича и кремлевских "либералов" в подковерной борьбе за власть. Это были и статья бывшего директора ФСКН Виктора Черкесова о знаменитом "крюке" и чекистских разборках, интервью Олега Шварцмана о кремлевском рейдерстве якобы во главе с Сечиным, выдержки из доклада Эндрю Качинса с прогнозом убийства Владимира Путина силовиками, и интервью с "нашистскими" перебежчиками с Селигера – рассказы о нравах, царящих в "якеменковском" царстве. Все это потрясло "либеральную" аудиторию газеты до глубины души и, рискнем предположить, напугало даже самого несостоявшегося в итоге "национального лидера". В результате и "партия третьего срока", и группировка Сечина потерпели серьезное поражение в борьбе за власть. Отметим – подобные тем, что были в "Коммерсанте", и даже еще более хлесткие публикации мелькали и на страницах Газеты.Ru.

Теперь получается, что "близкая к Медведеву" медиа-империя проявила интерес и к блогосфере, пытаясь объединить Интернет-дневники и профессиональные издания в единое ментальное поле – по законам синергетики, способное сильнее бить врагов.

И хотя, уверены, в комментариях к статьям "Коммерсанта" и Газеты.Ru теперь появится куда больше "сетевых троллей" и явных шизоидов, но мысль однозначно неглупая. Ведь русскоязычные блоги в последнее время, несмотря ни на что, тоже стали мощным средством воздействия на умы. И уже не просто пары тысяч политически активных читателей, которыми можно пренебречь, но даже миллионов людей! В частности, если еще год назад ссылаться на страницах газеты или, к примеру, в эфире радиостанции "Эхо Москвы" на чей либо Интернет-дневник было "не комильфо", то постепенно это стало обычным делом – дошло до того, что цитируют даже так называемые "подзамочные" записи, предназначенные только для узкого круга друзей блоггера!

Собственными Интернет-дневниками или блогами давно обзавелись не только политически озабоченные прыщавые подростки, но и самые что ни на есть известные политики, экономисты – от Михаила Делягина до Маши Гайдар, от Никиты Белых до Сергея Миронова, от Ильи Яшина до Андрея Илларионова, бизнесмены, и даже олигархи – Лебедев, Прохоров... Активную "работу в Интернете" ведут на страницах Живого журнала и прокремлевские идеологи, сотрудники ФЭПа, члены движений "Наши" и "Россия Молодая" и т.д. и т.п., рассматривая ее не как невинную болтовню, а как серьёзную информационную войну!

Впрочем, интерес к "вольнодумному виртуальному хозяйству" у сильных мира сего возник уже давно. В 2006 году, накануне обещавшего быть чуть ли не "революционным", так называемого "Русского марша", контролируемая близким к бывшей ельцинской "семье" другим олигархом Александром Мамутом компания "СУП" впервые выкупила у американцев так называемый "кириллический" сегмент Живого журнала.

2007 год – эра "Маршей несогласных", разгар истерии вокруг якобы "русской оранжевой чумы", грядущих парламентских и президентских выборов. И, на тебе – "СУП" выкупает уже весь ресурс Livejournal, в том числе – даже англоязычный. И хотя серверы по-прежнему остаются в Калифорнии, да и конфликтная комиссия, разбирающая угрозы и нарушения приватности блоггеров, формируется все так же в основном из американцев – кнопка-то теперь окончательно оказывается в руках российской "системы"! Как говорится – "в случае чего…"

В случае чего? Да мало ли… Теперь вот бац – в хмурый воскресный руководитель службы блогов Живого журнала Антон Носик информирует блоггеров: совладельцем ресурса стала еще и промедведевская структура.

На сайте Газета.Ru, правда, сообщается, что сотрудничество носит чисто коммерческий характер и "основано на интеграции возможностей социальной сети LiveJournal и медиа-активов ИД "Коммерсантъ", включая сайт Газета.Ru". Мол, "партнерство с издательским домом и приобретение Газеты.Ru усилят позиции "СУП" в роли лидирующего поставщика высококачественного контента на российском интернет- рынке, позволяя компании предложить российской интернет-аудитории и рекламодателям уникальное сочетание пользовательских и редакционных материалов", а Газета.Ru останется независимым ресурсом, просто теперь лишь входящим в группу компаний "СУП".

Как говорится – дай Бог, чтобы все так и осталось, и родной русский бизнес процветал! Но все же мелькает крамольная мысль – а вдруг Юргенс прав, и сделка с ЖЖ – лишь этап подготовке к очередному раунд борьбы кремлевских группировок? И, возможно, Медведев и/или близкие к нему люди уже готовятся со своими конкурентами в погонах "сыграть по-крупному", окончательно - на "пан или пропал". Для этого как воздух нужно иметь собственную мощную медиа-империю – еще Наполеон говорил, что хорошая газета стоит целой дивизии!

Сегодня под контролем близких к Медведеву "газпромовцев" уже находятся и НТВ, и "Эхо Москвы", и "Коммерсант". Присмотр же за виртуальными полями Живого журнала действительно может придать этой консолидации активов самое что ни на есть уникальное "сочетание пользовательских и редакционных материалов".

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter