Через несколько дней после празднования Дня Победы неугомонный депутат Железняк выступил с очередной инициативой: озвучил идею введения уголовной ответственности за реабилитацию нацизма и попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны. Кажется, он вступил в соревнование с товарищем по партии Яровой — кто больше выдаст на—гора патриотичных инициатив. Но дело не в количестве законов, часто пустых и ненужных. Проблема, точнее, беда, в другом. Мы продолжаем жить в мире стереотипов полувековой давности, с помощью которых мир незамысловато делится на своих и чужих. Продолжаем жить во "вражеском окружении" — как внутреннем, так и внешнем.
Из этого двухцветного формата растет и обещанный властями школьникам единый учебник истории. Уже не секрет, что он будет "заточен" прежде всего под историю Великой Отечественной войны, и это правильно. Но вопрос в том, как она будет подаваться.
Главный итог любой войны — результат. Наша страна одержала Великую безоговорочную Победу. Итоги войны пересмотру не подлежит. Так почему же наши политики постоянно истерят по этому поводу? Да потому, что беспокоят их совсем не итоги, а возможность пересмотра роли в этой войне руководства СССР. Тогда нынешняя власть лишится последней темы, которая позволяет ей беззастенчиво спекулировать на "национальной гордости великороссов". Все остальные уже проданы и проедены.
Судя по тому, что сегодня говорится и пишется, история Великой Отечественной войны в едином учебнике станет "канонической" в самом худшем смысле этого слова. Шаг влево, шаг вправо будет толковаться как "покушение на святое". Но как кастрат не способен к воспроизводству потомства, так и кастрированная история не научит предвидеть будущее, а это — одно из главных ее предназначений. В противном случае хождение по историческим граблям так и останется нашей бесконечной забавой. Что мы и наблюдаем при обсуждении концепции единого учебника.
По замыслу его разработчиков, не стоит лишний раз напоминать детям о сталинских репрессиях. Если же сказать о них все-таки придется, то в двух словах: репрессии будут отнесены только к 1937-38 г.г., как "методы борьбы с "пятой колонной". А роль Сталина предложено интерпретировать в связи с "установлением однопартийной диктатуры и единовластия". Раз невозможно полностью обелить этого кровавого персонажа нашей истории, попробуем преподнести дело так, что миллионы расстрелянных, сидевших в ГУЛАГе, депортированных, вынужденных переселенцев оказываются не безвинными жертвами сталинского террора, а мифической "пятой колонной" при "однопартийной диктатуре и единовластии". Знакомая картинка, не правда ли? Трагедия превратилась в фарс. "Путин наше все", "иностранные агенты"…
Но если мы считаем, что живем в цивилизованной стране, то нельзя учить детей истории, исходя из политической целесообразности. Ложь порождает ложь. При таком "целесообразном" подходе неизбежна фальсификация и русской литературы. Исчезнут имена писателей, чьи произведения о войне не вписываются в концепцию преподавания. Речь идет, к примеру, о Викторе Астафьеве, чей роман "Прокляты и убиты" радетели "чистоты" истории уже называют клеветническим. Наши школьники должны знать обо всем, в том числе и о "неудобных" эпизодах войны. Только при их изучении складывается объективная картина, из которой становится очевидным преступный характер сталинского режима.
Теперь перейдем к конкретике. Республика Локоть (многие ли из взрослых знают о ней?) просуществовала на оккупированной нацистами территории почти два года. По размерам она превышала территорию Бельгии. Население — свыше полумиллиона человек. За время существования под немецким протекторатом русского самоуправления там были восстановлены церкви, работали 9 больниц и 37 медицинских пунктов амбулаторного типа, действовало 345 общеобразовательных школ и 3 детских дома, открыт городской художественно-драматический театр. Два года без советской власти. Реальная антисоветская республика на территории СССР.
Во всех сферах там уничтожалось все советское. Можно считать жителей Локотской республики предателями, сотрудничавшими с оккупантами. Можно — и нужно! — их осудить. Но в то же время необходимо понимать, что если бы не предвоенный сталинский террор, такой республики никогда бы и не существовало.
Армия Власова — такое же порождение безумной и кровавой предвоенной политики Сталина, а также плод бездарного военного руководства, в первые месяцы боев оставившего в тылу в врага миллионы советских солдат и офицеров. Но вне всякого сомнения, солдаты армии Власова нарушили присягу, перейдя на сторону врага. И здесь мы подходим к еще одной теме, которая вряд ли найдет отражения в едином учебнике.
Воинский долг и смерть. Солдат любой армии обязан выполнять свой долг любой ценой, даже ценой жизни. И не всегда своей. Поэтому в человеческом плане нет никакой разницы между рядовым Красной Армии Иваном и Гансом, рядовым Вермахта (речь не о карательных подразделения — они признаны преступными Нюрнбергским трибуналом). Здесь крестьянин-рабочий, там крестьянин-рабочий. Война сделала их врагами, но судьбы очень похожими.
"Моя дорогая, милая Паула!
Я тоже собрался написать тебе письмецо, дорогая Паула. У меня долго не было такой возможности, а сейчас опять появилась. Дорогая Паула, мы были окружены, но сейчас вырвались из окружения. Еды в последние дни было очень мало, приходилось экономить. Дорогая Паула, четыре и два дня назад я получил по килограммовой посылке, сердечное тебе спасибо за это, дорогая Паула, получить эти посылки было большой радостью, у нас не было еды — и тут пришли эти посылки, как дар небес, еще раз огромное спасибо. Пряники и хлебцы были очень вкусными, колбаса тоже. Дорогая Паула, через несколько дней Рождество, чудесный семейный праздник, а я снова не могу быть с тобой и детьми, надеюсь, скоро настанет день, когда я смогу навсегда остаться с тобой, дорогая Паула.
Верный тебе и любящий тебя Йозеф".
"Добрый день, мои родные Маша и дети Борис, Миша и Лина.
Я был в опасном положении, но теперь лучше стало. Хотя здоровье неважное, быть может, отправят на поправку домой. Хорошо бы повидать своих родных. Здесь жизнь в лазарете, правда, хорошая. Мне питания хватает, и питание все хорошее и сытное, но здоровье очень слабое, долго не поправиться.
Не знаю, как у вас положение, а здесь все дорого. Маша, если есть возможность заготовить яиц, то запаси, за это время дороже будет, да и масла заготовила бы, то хорошо бы. Картошки сади больше. Как вы паек хлеба получаете? Я не знаю, сколько. Ну, затем и до свидания. Пишите ответ сразу.
Известный вам Ваня".
Ответственность за войну несут политики и высшие военные чины. Солдаты — лишь исполнители их воли. Советский солдат, нарушивший присягу и перешедший на сторону врага, — дезертир и предатель. Немецкий солдат, совершивший те же действия, — тоже дезертир и предатель. Мотивы вторичны — антифашист, антисталинист или просто трусость. Факт остается фактом: дезертир и предатель.
Советский солдат — освободитель. Немецкий солдат — оккупант, но у него не было выбора. Как не было его у советских солдат в 1956 году в Венгрии, в 1968 году в Чехословакии, в 1979 году в Афганистане.
На Бородинском поле стоит памятник всем погибшим в битве Отечественной войны 1812 года (и своим, и чужим), на одной из восьми граней которого золотом выбито: "Европа оплакала падение храбрых сынов своих на полях Бородинских". На открытии памятника присутствовали участники той войны, вдовы, матери, потерявшие сыновей (прошло чуть больше четверти века с момента кровавых событий). Но вместо ненависти и ожесточения к поверженного врагу — слова памяти и великодушия к павшим воинам: "храбрые сыны".
В 1932 году этот памятник был снесен (восстановлен лишь в 1987 году). Знаковый штрих того времени. Времени, с которым мы до сих пор никак не можем проститься. Времени, в котором "патриотичные" политики в своих интересах продолжают делить людей на своих и чужих, как вне так и внутри страны. Но на своих и чужих людей делит только война. И единый учебник истории.
А на днях прозвучало еще одно предложение — спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: "Сегодня у нас два обязательных ЕГЭ — русский язык и математика. Считаю, что этот перечень должен быть дополнен предметом "История России“, если мы хотим сохранить единое культурно-историческое пространство страны".
Похоже, что круг замкнулся. От зачищенного "Единой Россией" единого учебника — к обязательному ЕГЭ по нему, для подготовки к которому школьникам придется историю своей Родины не учить и осмысливать, а зубрить в соответствии с линией партии и правительства. Черно-белый мир "политической целесообразности" может праздновать свою окончательную, но далеко не великую победу.
! Орфография и стилистика автора сохранены