Нынешние "украинские" кризисы — и внутриполитический в Украине и торгово-дипломатический в российско-украинских отношениях — предъявляют особый спрос на понимание фактического отношения украинских граждан к вопросам, находящимся сейчас в центре общественного обсуждения и противостояния. Эти взаимосвязанные вопросы относятся к трем уровням.
Вопрос первого уровня, непосредственно спровоцировавший нынешние кризисы, — (не)подписание украинским руководством Соглашения об ассоциации с Евросоюзом на саммите в Вильнюсе в ноябре 2013 г.
Вопрос второго уровня — принципиальное направление политико-экономической интеграции Украины в среднесрочной перспективе (Евросоюз или Таможенный Союз).
Вопрос третьего уровня — выбор стратегического позиционирования Украины — или с Западом (с Западной и Центральной Европой) или с Востоком (с Россией).
Для понимания нынешнего состояния умов в украинском обществе полезно взглянуть на эволюцию за два с лишним десятилетия политических, экономических, ментальных симпатий к двум важнейшим для Украины геополитическим полюсам сквозь призму голосований украинских граждан на президентских и парламентских выборах, а также по данным соответствующих опросов общественного мнения.
Табл. 1. Процент голосов на президентских и парламентских выборах, отданных за кандидатов и партии, поддержанные в основном на Западе и в Центре Украины, с одной стороны, и на Востоке и Юге Украины, с другой.
Несмотря на некоторую волатильность результатов голосования их общим трендом за последние два десятилетия стало постепенное уменьшение относительного числа голосов, поданных за кандидатов и партии, поддерживаемые в основном на Востоке и Юге Украины, и постепенное увеличение относительного числа голосов, поданных за кандидатов и партии, поддерживаемые в основном на ее Западе и в Центре. Разница между удельными весами сторонников "западного" и "восточного" векторов развития Украины постепенно возросла с отрицательных двузначных величин в 1990-е годы до значений, колебавшихся от -5 п.п. до +5 п.п. в 2000-е годы, и до почти +7 п.п. в начале второго десятилетия 21-го века.
Эволюцию общественного мнения относительно необходимости вступления Украины в Евросоюз в течение 12 лет изучал Центр Разумкова.
Табл. 2. Нужно ли Украине вступать в ЕС?
http://www.uceps.org/ukr/poll.php?poll_id=387
Несмотря на заметные колебания по годам начиная с 2005 г. количество сторонников членства Украины в Евросоюзе постепено росло. В 2010-12 гг. число сторонников евроинтеграции устойчиво (примерно в полтора — два раза) превышало число ее противников.
Опросы общественного мнения, проведенные другой социологической службой — украинским отделением германского института IFAK, — дают в целом схожие результаты: в последние четыре года число сторонников евроинтеграции примерно вдвое превышало число ее противников.
Табл. 3. Должна ли Украина вступать в ЕС? (IFAK)
http://ifak.com.ua/upload/image/DW%20TREND_UA_11%202013_Final.pdf
Сравнение уровней поддержки географических (геополитических) направлений возможной интеграции Украины в альтернативных опросах (требующих выбора только одного варианта ответа) свидетельствует о сохранении устойчивого приоритета в украинском обществе идеи вступления в Евросоюз над идеей вступления в Таможенный союз.
Табл. 4. В каком интеграционном направлении должна двигаться Украина? (ФДИ)
http://dif.org.ua/modules/pages/files/1384959863_2791.pdf
Приближение даты ожидавшегося подписания соглашения с Евросоюзом в Вильнюсе и усилившееся давление со стороны российских властей в пользу присоединения Украины к Таможенному Союзу интенсифицировало изучение общественного мнения украинцев в 2013 г., в течение которого разными социологическими службами было проведено не менее 10 опросов.
Табл. 5. Евросоюз или Таможенный союз: куда хотят украинцы?
http://liga.net/infografica/153192_evropeyskiy-soyuz-ili-tamozhennyy-kuda-khotyat-ukraintsy.htm
Табл. 6. Евросоюз или Таможенный союз: куда хотят украинцы? (различные социологические службы)
http://liga.net/infografica/153192_evropeyskiy-soyuz-ili-tamozhennyy-kuda-khotyat-ukraintsy.htm
Аббревиатуры:
ФДИ — Фонд демократических инициатив
R&B Group — Research & Branding Group
IFAK — IFAK Institut GmbH & Co
RGU — Rating Group Ukraine
КМИС — Киевский международный институт социологии
СГР — Социологическая группа "Рейтинг"
GfKU — Gesellschaft fur Konsumforschung Ukraine
Результаты соцпросов подтверждают, как минимум, устойчивое предпочтение гражданами Украины членства в Евросоюзе по сравнению с членством в Таможенном союзе, а, как максимум, — заметное в течение последнего года увеличение сторонников членства именно в ЕС. Превышение их числа над сторонниками членства в Таможенном союзе в ноябре 2013 г. достигло 31 п.п. по опросу GfKU (Общества по изучению потребителя в Украине).
На вопросы социологов относительно подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом или же присоединения к Таможенному Союзу "еще в этом году" очевидное преимущество устойчиво сохраняется за ЕС.
Табл. 7. Хотели бы Вы, чтобы Украина еще в этом году подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, которое предполагает создание зоны свободной торговли? (IFAK)
http://ifak.com.ua/upload/image/UA_10.2013_%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B5.pdf
Табл. 8. Хотели бы Вы, чтобы Украина еще в этом году присоединилась к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана? (IFAK)
http://ifak.com.ua/upload/image/UA_10.2013_%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B5.pdf
Важно отметить, что в каждом из трех (в феврале, июле, октябре 2013 г.) т.н. "мягких" опросов (допускающих голосование опрашиваемых в пользу обоих вариантов) число сторонников соглашения с Евросоюзом превышало число сторонников членства в Таможеннном союзе соответственно на 14, 6 и 2 п.п. По данным тех же опросов число противников соглашения с Евросоюзом всегда было меньше числа противников присоединения к Таможенному союзу (соответственно на 10, 12 и 3 п.п.).
Последний опрос общественного мнения, проведенный Research & Branding Group 4-9 декабря 2013 г., то есть уже во время проведения Евромайдана, показал, что сегодня сторонников интеграции с Евросоюзом в Украине больше, чем сторонников интеграции с Таможенным союзом, на 10 п.п. (46% и 36% соответственно). Однако в ответах на вопрос "Необходимо ли руководству Украины продолжить переговоры по подписанию Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговле с ЕС" превосходство сторонников евроинтеграции оказывается подавляющим — их больше сторонников евроазиатской интеграции на 28 п.п. (55% и 27% соответственно).
Аналогичным образом, но, пожалуй, даже еще более драматично, менялось отношение украинцев к желаемому ими направлению внешнеполитической ориентации Украины.
Табл. 9. Какой внешнеполитический вектор должен быть основным для Украины? (ФДИ)
http://dif.org.ua/modules/pages/files/1384959863_2791.pdf
Всего лишь за три года произошел поистине тектонический сдвиг во внешнеполитических симпатиях украинских граждан — от России в пользу Евросоюза. Еще в ноябре 2009 г. число сторонников преимущественного развития отношений с Россией более чем вдвое превышало число сторонников первоочередного развития отношений с Евросоюзом. А с конца 2011 г. число сторонников европейского внешнеполитического вектора для Украины стало устойчиво превышать число сторонников российского вектора.
Полномасштабный разворот украинцев от Россиии и Таможенного союза к Европе и Евросоюзу с каждым годом будет ощущаться все сильнее и сильнее. В его основе лежит фундаментальный фактор — демография. Каждое новое поколение украинцев становится все более и более проевропейским.
Табл. 10. В каком интеграционном направлении должна двигаться Украина? (ФДИ, май 2013 г.)
http://dif.org.ua/modules/pages/files/1384959863_2791.pdf
Единственной возрастной когортой, в которой сторонников вступления в Таможенный союз относительно больше, чем сторонников вступления в Евросоюз, — это лица старше 60 лет. Ни в одной возрастной группе сторонники Таможенного союза не составляют большинства, а среди молодежи — их меньше пятой части. Среди 50-летних граждан сторонников западно- и восточно- ориентированной интеграции Украины примерно поровну. Среди 40-летних граждан тех, кто ориентирован на Европу, в полтора раза больше, чем сторонников Таможеннного союза; среди 30-летних — их уже вдвое больше; а среди молодежи (до 30 лет) они составляют абсолютное большинство (54%), их втрое больше, чем сторонников Таможенного союза.
Эпоха мировоззренческо-политического раскола Украины на разноориентированные Запад и Центр против Востока и Юга, столь завораживавшего воображение российских имперцев, постепенно, но безвозвратно уходит в прошлое. Внешнеполитическое "перетягивание" Украины от Евросоюза на сторону России и Таможенного союза, которым оказался так увлечен Владимир Путин, исторически обречено. Европейское направление интеграции своей страны уже выбрало большинство украинцев. С каждым годом их будет все больше. И это ничем, даже усилиями нового российского информационного монстра, уже не изменить. Методы же, применяемые российской властью по противодействию европейскому выбору Украины, лишь ускоряют мировоззренческую консолидацию украинской нации на платформе добровольной демократической интеграции с Европой, подальше от навязываемой насильственной интеграции с Евразией под эгидой авторитарного российского режима.
! Орфография и стилистика автора сохранены