Общественно-просветительский центр имени академика Андрея Сахарова внесли в реестр "иностранных агентов". Такой своеобразный "подарок" Министерство юстиции решило сделать перед новогодними праздниками. А 13 января возбудили административное дело. Минюст считает, что Сахаровский центр нарушил закон об НКО и является иностранным агентом. Теперь организации грозит штраф до полумиллиона рублей. Сейчас в реестре иноагентов числится порядка 30 организаций, среди которых старейшие российские НКО "Мемориал" и комитет "Гражданское содействие".
Сахаровский центр основан в 1990 году по инициативе Елены Боннэр при участии коллег и друзей Андрея Сахарова. Тогда же образовалась Общественная комиссия по сохранению наследия академика. Сейчас на площадке Сахаровского центра проводятся различные встречи, выставки, дебаты, проходит набор в Школу по правам человека и многое другое. В инфраструктуру Сахаровского центра входит небольшой особняк, выставочный зал и две квартиры, в которых расположен архив академика Сахарова.
Долгое время с момента принятия закона об НКО и создания реестра "иностранных агентов" Минюст и прокуратура при проведении проверок (в 2013 году и августе 2014 года) не находили в работе Сахаровского центра политической деятельности. Неожиданно нарушения появились в конце прошлого года. Тогда Минюст перед новым годом провел внеплановую проверку и тут-то и всплыла "политика". Как оказалось, в начале декабря Сахаровский центр получил копию распоряжения Минюста, из которого следует, что внеплановая проверка проводилась "с целью проверки информации, полученной от гражданина, запретившего разглашать свои персональные данные". Сахаровский центр отказывается признавать себя "иностранным агентом".
"Минюст на нас ярлык повесил, мы его не приняли", — заявил директор общественного центра Сергей Лукашевский.
Политику ревизоры из ведомства усмотрели в нескольких круглых столах, которые проводились в Сахаровском центре в 2013 году. Речь, в частности, шла о дебатах на тему бойкота Олимпиады в Сочи и о дискуссии по итогам выборов мэра Москвы. Согласно материалам дела, на выступлении звучали критические оценки деятельности государственных органов. Как известно, Конституционный суд РФ вынес определение о законе НКО, в котором говорится, что оценка деятельности государственных органов — это политическая деятельность.
"Однако эту позицию можно трактовать двояко. Можно сказать, что оценка деятельности госорганов со стороны общественной организации может быть представлена как доклад, экспертное заключение или общественная кампания. Сахаровский центр ничего этого не делал. Мы являемся открытой площадкой, где разные эксперты высказывают свои суждения", — пояснил Лукашевский.
Есть еще один нюанс — видео с этих встреч выложены в Интернет и доступны неопределенному кругу лиц. Таким образом, это и есть попытка влиять на общественное мнение, а значит "политика", утверждают в ведомстве.
Сейчас Сахаровский центр намерен оспаривать в суде проведение прокурорской проверки и административный штраф за отказ добровольно внести себя в реестр "иностранных агентов". Интересы в суде от общественной организации будет представлять старший юрист правозащитного фонда "Общественный вердикт" Елена Першакова. При этом директор Сахаровского центра не исключает такого варианта, что организацию придется ликвидировать.
"Мы готовы к тому, что нам придется закрыться. Мы не хотим самостоятельно проводить ликвидацию.
Но мы понимаем, что обстоятельства могут сложиться таким образом, что общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова может закрыться в год своего 25-летия", — опасается Лукашевский.
Примечательно, что Минюст в основном отправлял в своей реестр "иноагентов" правозащитные организации, которые оказывают правовую помощь гражданским активистам, жертвам насилия от полицейских или обычным гражданам.
"Сначала было ужесточение в сфере массовых акций, а сейчас это постепенно касается того, о чем люди говорят и что они пишут в Интернете, — считает руководитель Сахаровского центра. —
Сейчас складывается ощущение, что в реестр иностранных агентов попадают все, кто участвуют в обсуждении политической ситуации в стране, и те, кто получают иностранное финансирование".
В Сахаровском центре обращают особое внимание, что не занимаются правозащитной деятельностью и не оказывают юридическую помощь. Их основная работа — поддержка гражданского общества и сохранение наследия академика Сахарова.
"Эту площадку нужно содержать, и для этого требуются значительные ресурсы. Если у нас прорывает трубу, то ее ремонтируем за свой счет", — отметил Лукашевский.
Согласно последнему отчету, опубликованному на сайте Минюста, за 2013 год Сахаровский центр
потратил на свою деятельность 21,734 млн рублей.
В основном Сахаровский центр существует за счет зарубежных грантов. Подобное финансирование в стране, как известно, не одобряется властями и, по мнению Минюста, также является одной из причин попадания в реестр. Как говорят в Сахаровском центре, они не могут получать иные источники финансирования в России, поэтому приходится обращаться за помощью к зарубежным фондам.
"Сейчас не вижу возможности получить в нашей стране грантовое финансирование, которое бы позволило нам полноценно существовать, — объяснил Лукашевский.
Чтобы получить российские гранты, необходимо подготовить кипу бумаг, расписать досконально, для чего необходимы деньги, и, условно, сколько людей получили помощь. В результате деньги будут выделены под конкретный социальный проект, а не на всю деятельность организации, поэтому подобные разовые гранты не покрывают административные издержки НКО. В России пока нет фондов, которые бы поддерживали целые общественные организации, резюмирует руководитель Сахаровского центра.
В свою очередь пожертвования выделяют зарубежные фонды: Национальный фонд за демократию (National Endowement for Democracy, США), Фонд Андрея Сахарова (The Andrei Sakharov Foundation, США), Фонд OAK (OAK Foundation, Швейцария), Фонд поддержки Института открытое общество (Open Society Institute Assistance Foundation, США), Фонд Чальза Стюарта Мотта (The Charles Stewart Mott Foundation, США), и Фонд Макартуров (США).
По словам Лукашевского, эти фонды помогают тем организациям, с которыми у них есть общие цели и ценности в сфере развития прав человека во всем мире. Идея грантового финансирования пришла к нам с запада. Иностранные благотворительные фонды понимают, что не каждую деятельность НКО можно поддерживать только в рамках конкретных проектов.
По мнению Лукашевского, в настоящее время некоммерческие организации, признанные иностранными агентами, образовали своеобразное "гетто".
"Все помечены, и с этим гетто теоретически можно сделать все что угодно.
Можно вводить любые запреты и ограничения, — полагает Лукашевский. — Система работает сама по себе и не зависит от конкретных лиц. Она направлена на максимизацию контроля, и нет у нее преград, независимо от желания президента Путина".