Стыдно слушать рассуждения о том, была ли смерть БОРИСА НЕМЦОВА "выгодна" правящему режиму и лично Путину. Эти рассуждения основаны на самонадеянной предпосылке, что у власти и у рассуждающих – одинаковые представления о выгоде, логике и общественно-политических процессах. Еще более они основаны на убеждении, что власть предпринимает только такие действия, которые могут принести ей дивиденды.
Но какие дивиденды принесла нынешнему режиму девальвация рубля, растущая инфляция и перспективы жестокого экономического кризиса? Никаких. Однако именно правящий режим с его неумелой хозяйственной политикой ответственен за эти проблемы.
Какую выгоды принесли Кремлю санкции, разрушающие российскую экономику? Никаких. Но ведь он сделал все, чтобы санкции состоялись.
Чем было выгодно для российского руководства уничтожение малазийского "Боинга"? Ничем. Но оно несет прямую – или, в крайнем случае, косвенную – ответственность за гибель 298 человек, находившихся там.
Так что очевиднейший вред от собственных действий до сих пор не останавливал Кремль от совершения этих действий. А вот выгода от смерти Немцова значительно перевешивает потенциальный вред, и вот почему.
Гибель Немцова оставила российскую оппозицию без международного представительства. Он, в отличие от Навального, был единственным антипутинистом, которого лично знали зарубежные политики и чей голос мог быть ими услышан.
Гибель Немцова обезглавила оппозиционный марш, ожидающийся 1 марта. Многие скажут, что Путину не было резона опасаться этого марша. Но тогда откуда эта беспрецедентная подготовка к нему? Откуда эта мобилизация черносотенного антимайдана с его угрозами? Откуда эти упредительные удары в виде демонстраций, шествий и пикетов? Так что не говорите мне, будто власть отнеслась к первомартовскому выступлению по принципу: "Собаки лают, караван идет".
Гибель Немцова, возможно, была местью за предстоящее обнародование материалов об участии России в войне в Украине, собранных Немцовым. Не исключено, что после обыска, учиненного у него на квартире, этих материалов мы уже не увидим.
Я не знаю, что происходит в сознании Путина, но я знаю, что происходит с теми, кого он или его ближайшие друзья по праву считали своими врагами. Вот выборочный мартиролог в этой связи (составлен в обратнохронологической последовательности):
СЕРГЕЙ ЮШЕНКОВ, депутат Госдумы, считал, что Путин причастен к взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 г.: застрелен киллером (апрель 2003 г.)
ЮРИЙ ЩЕКОЧИХИН, редактор отдела расследований в "Новой газете", писавший об упомянутых взрывах, а также о резонансном деле с отмыванием денег через Bank of New York: умер от таинственной болезни, за две недели превратившись в глубокого старика. Экспертыобнаружили в его организме фармацевтические ингредиенты, которые не должны были там находиться (июль 2003 г.)
ПОЛ ХЛЕБНИКОВ, американский журналист, потомок русских эмигрантов, создатель русской версии журнала Forbes, где публиковался список 100 самых богатых людей России к их вящему неудовольствию: застрелен киллером (июль 2004 г.)
АННА ПОЛИТКОВСКАЯ, журналистка, рассказавшая миру о том, что федеральные власти сделали с Чечней во время Второй чеченской войны: застрелена киллером (октябрь 2006 г.)
АЛЕКСАНДР ЛИТВИНЕНКО, сотрудник ФСБ, соавтор книги "ФСБ взрывает Россию", критик Путина: отравлен (ноябрь 2006 г.)
АНАСТАСИЯ БАБУРОВА, журналистка, и СТАНИСЛАВ МАРКЕЛОВ, адвокат – оба занимались деятельностью, изобличающей федеральное правительство и режим Кадырова: застрелены киллером (январь 2009 г.)
НАТАЛЬЯ ЭСТЕМИРОВА, журналистка, резко критиковавшая Кадырова и Путина: похищена и застрелена (июль 2009 г.)
СЕРГЕЙ МАГНИТСКИЙ, бухгалтер и аудитор, раскрывший правительственную аферу с инвестфондом Hermitage Capital Management: умер в "Матросской тишине" в результате сердечной недостаточности и еще ряда медицинских проблем, а, проще говоря, доведен до смерти (ноябрь 2009 г.).
БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ, предприниматель, политический оппонент Путина: найден повешенным в своем доме (март 2013 г.). Согласно заключению судебно-медицинского эксперта вопрос о причинах смерти остается открытым, и без доли обоснованного сомнения нельзя сказать, была ли смерть Березовского самоубийством.
Этот список далеко не полон и, будучи мартирологом, не включает имен многочисленных противников Кремля, которых тот обрек на мучения и бросил в тюрьму, но которые, слава Богу, живы: Михаила Ходорковского, Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной, Даниила Константинова, Бориса Стомахина, Олега Навального, Евгения Витишко, Гагика Аванесяна, Сергея Удальцов и еще десятков человек.
В сегодняшней России противников режима ждут только преследования или смерть, или и то, и другое. А решения о наказании принимаются Кремлем. Так что, господа, не тратьте силы на разговоре о "выгоде" или "невыгоде" гибели Бориса Немцова. Смерть врага тирании всегда выгодна тирану. А смерть такого врага, как Немцов, - выгодна втройне.
! Орфография и стилистика автора сохранены