В Киеве и Париже объявлено, что встреча "нормандской четверки" состоится 9 декабря. Подтверждений из Москвы не поступает. Вроде бы условия встречи выполнены – и "формула Штайнмайера" согласована, и разведение сил на двух участках линии размежевания завершено. Но, судя по заявлениям Путина и его помощников, эти условия, которые до того провозглашались достаточными, воспринимаются теперь недостаточными. Ибо "ключевого вопроса" они не касаются. А "ключевой вопрос" – это продление действия украинского закона об "особом статусе Донбасса", который действует только до 31 декабря, или принятие закона нового.
"Мы слышим …от первых лиц Украины, - говорит российский президент, - что может быть принят другой закон об особом статусе Донбасса. Какой? Ведь это абсолютно ключевая вещь. Если будет принято нечто такое, что не будет согласовано с ЛНР и ДНР, то тогда все мгновенно зайдет в тупик. Ведь весь смысл “формулы Штайнмайера”, которая не несет никакого содержания и является просто инструментом принятия, имплементации закона об особом статусе после проведения муниципальных выборов, - там же нет ничего содержательного…А зачем нужна эта формула, если не будет самого закона об особом статусе? Ведь формула нужна для имплементации этого закона…31-го истекает срок. Дальше что? Что мы будем обсуждать в нормандском формате?"
Похоже, настаивая на официальном принятии новым украинским руководством "формулы Штайнмайера", как условия переговоров в нормандском формате, Москва создавала для себя опорную точку для усиления своей позиции в интерпретации минских соглашений. Формулу введения закона в действие с ДНР и ЛНР согласовали? Теперь осталось согласовать с ними сам закон. А в Киеве принять его в обновленном виде готовы, готовы включить в него и "формулу Штайнмайера", но согласовывать его с ДНР и ЛНР, равно как и вообще вести с ними какие-либо официальные переговоры, до сих пор желания не обнаруживали. Не без оснований полагая, что такие переговоры с никем не признанными республиками фактически означали бы признание их политическими субъектами. К тому же в действующем до 31 декабря законе предусмотрено, что особый статус донбасских территорий, по украинскому законодательству считающихся "временно оккупированными", вводится только после того, как с них будут выведены "все незаконные вооруженные формирования и военная техника, а также боевики и наемники". Понятно, что для Москвы это неприемлемо, а потому воспроизведение этого условия в новом законе не примут и в Донецке и Луганске, если бы вдруг закон стали с ними обсуждать. В свою очередь, готово ли новое украинское руководства, в отличие от прежнего, эту позицию сдать?
Не знаю, подтвердит ли Москва согласие встречаться 9 декабря. Если подтвердит, то вряд ли согласиться вынести за скобки обсуждения "ключевой вопрос" о статусе и местных выборах. Но тут, насколько понимаю, договоренность мыслима только в случае отказа Украины обусловливать этот статус и эти выборы предварительным возвращением донбасских территорий под контроль Киева. Отказа, который очень многими в Украине будет расценен как политическая капитуляция и сдача суверенитета. Президента Зеленского, обещавшего украинцам мир, устроила бы, наверное, и договоренность поверх несогласуемых позиций, т.е. договоренность об обмене пленными и отводе войск и техники по всей многосоткилометровой линии размежевания. Думаю, что Берлин и Париж устроило бы тоже. А вот насчет Москвы не уверен. Во всяком случае, до сих пор не устраивало.
Путин тоже за мир и за такой отвод, дабы пушки перестали стрелять и люди погибать, но жестко акцентированной актуализацией "ключевого вопроса" дает понять, что соглашаться на это, отложив "ключевой вопрос" на потом, не намерен - он-то мира никому не обещал. Если же Москва дату не подтвердит и отложит встречу до того, как на этот вопрос начнут появляться какие-то ответы, и они ее ожидания и желания не удовлетворят, то она, не исключено, повторит, что не по ее вине снова "все зашло в тупик".
Как бы то ни было, до конца года станет ясно, что нового в отношения между двумя странами, касающиеся Донбасса, привнесла (и привнесла ли) смена власти в Украине.
PS. А вот и заявление пресс-секретаря президента Д.Пескова: "Прямой здесь взаимосвязи (между проведением саммита в нормандском формате и принятием закона об особом статусе. – И.К.) нет, но, безусловно, все рассчитывают, что украинская сторона понимает, как они дальше будут себя вести, и то, что они будут делать с этим законом. Потому что закон, конечно, такой краегольный". Значит ли это, что Россия готова участвовать в саммите и до принятия (или продления действия) этого закона, скоро узнаем.
! Орфография и стилистика автора сохранены