Не знаю, как кто, а я, например, не особенно расстроен тем фактом, что "Умное голосование" заблокировали Google, Apple, Телеграм и даже Youtube (надеюсь, все, кто хотел, за два дня всё прочитали, да и сейчас всё есть в сети). Этого вполне следовало ожидать - это же всё коммерческие предприятия, у них риски, это не "Запад ценностей", это "Запад рыночной капитализации".

Вспомнил в связи с этим снова историю Иоанна Барберо. Там был момент, когда его дело вышло на самый высокий уровень: Олланд во время визита попросил Путина разобраться. Тот дал указание генпрокуратуре запросить из Иркутска дело. Генпрокуратора дело затребовала, изучила весь этот карикатурный бред, схватилась за голову (шучу, конечно) - но делать нечего, раз уж написали обвинительное заключение, раз уже идет суд, значит, надо сажать, заднего хода у нас не бывает. И тогда наши предложили французам сделку: мы его щас осудим, посадим, но потом МИД обязуется (мне говорил один знакомый Олланда, что даже было письмо Лаврова об этом) сразу после осуждения депортировать его во Францию, якобы "для отбывания наказания", а там отпускайте, в общем, делайте, что хотите. Но при одном условии: Барберо должен дать обязательство не обжаловать приговор.

Когда Иоанн узнал, в какой сделке ему предлагается поучаствовать, и что обвинительный приговор и тюрьма дело решенное, и никакая родина его от этого не защитит - видимо, тогда-то он и решил, что ждать помощи не от кого, полагаться можно только на себя. И бежал из-под домашнего ареста в Москву.

Добрался до посольства, перевел было дух (он-то рассчитывал, что его тайно переправят во Францию), но не тут-то было. Посол сразу доложил своему министру иностранных дел, а тот сразу сообщил Лаврову: мол, Барберо у нас в посольстве. Ах, так? Ну так получайте - и Иоанну в его отсутствие вынесли приговор: 15 лет колонии по совершенно комичному обвинению, не подкрепленному ни одним доказательством.

И когда он - уже на втором году жизни в посольстве - понял, что его сидение в этом дипломатическом заключении может затянуться на годы, и что родина его ни в какую Францию вывозить не будет, боясь разозлить русских - он опять же тайно покинул на этот раз уже свое посольство, добрался до границы с одной из прибалтийских стран и тайно ее перешел по каким-то болотам.

То есть он оказался в ситуации, когда объективно против него было и русское государство, желающее его посадить, и французское, не желающее ничего для него делать и всячески избегающее конфликта по его поводу с русскими - потому что там свои риски и свои компромиссы. И пришлось ему снова брать свою жизнь и свою честь в свои собственные руки.

Вспоминаешь эту историю и понимаешь: в жизни каждого может случиться ситуация, когда он окажется один против и чужих, и своих - которые как-то без его участия между собой договорились и его не спросили. Потому что "им вместе работать над развитием отношений".

А вы говорите, Эппл, Гугл, Ютьюб. Да странно было, что только сейчас заблокировали, хорошо еще, что два дня все работало и все было в доступе - это, кстати, и есть цена компромисса: тянули два дня, молодцы. А так надо просто иметь в виду, что они, конечно, всегда до чего-то договорятся с нашим Роскомнадзором - потому что "им вместе работать и развивать отношений".

Поэтому никакого "позора Эппла и Гугла" я здесь не вижу, они действуют совершенно в своей логике и вполне предсказуемо. А то, что для кого-то это оказалось открытием - ну так и прекрасно, меньше иллюзий - это всегда хорошо.

Владимир Демчиков

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены