На российские экраны вышел фильм "Одна жизнь" (One Life), посвященный Николасу Уинтону, одному из главных организаторов спасения 669 еврейских детей.

Их удалось вывезти из Праги в 1939 году на восьми поездах. Девятый поезд, где эвакуировалась наиболее многочисленная группа (около 250 детей) был задержан из-за начавшейся Второй мировой войны. Только двое детей из этой группы пережили войну.

Уинтон провел в Праге только месяц, причем покинул ее еще до нацистской оккупации, начавшейся в марте 1939-го. Непосредственно в Праге организацией отправки детей в Британию занимались его коллеги Дорин Уоринер и Тревор Чедвик (в фильме это подробно показано). Они умерли до 1988 года, когда эта история стала известна широкой общественности – поэтому символом операции по спасению детей стал Уинтон.

Впрочем, Уинтон делал не менее важную и тяжелую работу – он находил в Британии семьи, готовые взять детей на проживание и внести за них сумму в 50 фунтов (сейчас это примерно 4 тысячи фунтов) в качестве гарантии наличия средств для выезда из страны. Тогда многие полагали, что вскоре ситуация в мире успокоится, и дети вернутся домой. Плюс к этому он работал с чиновниками, занимавшимися оформлением виз, чтобы максимально ускорить этот процесс.

Найти новые семьи в короткие сроки (фактически шла "гонка со смертью") было делом непростым. К тому же многие семьи не могли взять больше одного ребенка, и визы выдавались только после того, как оформлялись все документы и вносилась требуемая сумма — таковы были требования закона. А, значит, родные братья и сестры могли оказаться в разных поездах. И одни смогли покинуть Прагу в восьмом поезде, а другие оказались обречены на смерть, будучи пассажирами девятого.

О деятельности Уинтона и его коллег стало известно только спустя много лет после окончания войны. Сам он исходил из того, что не сделал ничего особо выдающегося – он же не рисковал ни жизнью, ни свободой, находясь в Британии, занимаясь бумажной работой и общением с будущими приемными семьями и чиновниками, а также встречая детей на вокзале. Но без его энергии и способности коммуницировать дети остались бы в Праге – и погибли. И для него тяжелой травмой было то, что он не смог выручить всех – в особенности, детей из девятого поезда, которым для спасения не хватило нескольких дней. Он больше думал именно об этих детях – и травма смягчилась только после того, как на телепередаче в 1988 году он встретился со многими спасенными и благодарными ему людьми (в фильме это одна из главных сцен).

Как правило, антагонистами в фильмах о спасении беженцев выступают черствые бюрократы – эта тема присутствует и в фильме. Но бюрократы в демократиях в общественно (и электорально) значимых случаях выполняют волю политиков, а те оглядываются на своих избирателей. А избиратели не хотят тратить бюджетные средства на беженцев в условиях, когда социально-экономическая ситуация неидеальна (а идеала никогда не бывает) и есть множество статей бюджета, которые значительно приоритетнее, чем помощь "чужакам". Эта тема является одной из значимых в современной европейской политике, а 85 лет назад ситуация была еще более жесткой, к "чужакам" относились еще менее толерантно.

О массовом же притоке взрослых беженцев, способных конкурировать на рынке труда, вообще не было и речи – поэтому родители большинства спасенных детей погибли (в Британию могли уехать только люди со связями и статусом). Отсюда и суровые условия допуска иммигрантов, которые стоили жизни многим людям, не дождавшимся спасения или вообще не имевшим на него шансов.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены