Действующая власть любит, чтобы всё было по закону. Она обожает законотворческий процесс, она любит инициативы и акты. Они ей приносят чувство безопасности. Раз всё по закону, значит ничего и не случится плохого. Примерно как если сложить руки над головой, прокричать: "Я в домике!" — и тогда всякие чудища тебя обязательно обойдут стороной. Принцип ритуального избегания.

В каком-то смысле законы можно назвать фетишем путинского режима. Посмотри, мальчик, на наши законы. Как они тебе, нравятся? Гляди какие они длинные, какие они сложные и набухшие переизбытком канцелярита… И пошла в пляску законотворческая др*чь. Склепать за несколько вечеров цензурные законы под "дискредитацию"? Легко. Одним днём принять военные законы, увеличивающие возраст призыва? Да как нефиг делать. Главное, что "комар носа не подточит", как когда-то описал Лукашенко их общий с Путиным подход к делу.

Вообще эта фраза, на мой взгляд, лучше других описывает суть нашей власти. Она не обозначает идеально выполненную работу. Она описывает работу, сделанную так, чтобы не до***лись даже при желании. Разница колоссальная, если вдуматься.

"Комарик носа не подточит" — это про вечное зыркание глазами, про ужимки и лицемерие. Когда законы пишут не из-за реальной необходимости, а под какое-то событие, ведомое политической волей. Как блины пекут под масленицу, так и законы в России пишут под повышение пенсионного возраста, под цензуру или введение электронных повесток. Вроде каждый чувствует, что его на***ли, а ты пойди докажи. Всё по закону, уважаемый! И тебе ехидная улыбка в лицо. А раз не можешь доказать, значит наши законы самые правильные, хотя они и делают жизнь населения хуже.

При этом в каждом правиле, как мы знаем, можно сделать исключения. Особенно в том, которое показательно, с театральным закатыванием глаз демонстрируется публике. В предыдущем посте я писал о приверженности действующей власти "закону". Она любит говорить, что всё делается исключительно в рамках закона: и выборы у нас идеальные, и война не война, и в целом возмущений никаких нет. По закону же всё.

Нюанс лишь в том, что смысл власти как таковой быстро теряется, если не делать исключений для себя. Ведь именно для этого люди и забирались по карьерной лестнице на самую высоту, чтобы под свои прихоти корректировать реальность.

Яркое тому доказательство: история о том, как некоторых политзеков без загранпаспортов, без письменного согласия просто вышвырнули из страны. Об этом особенно эмоционально возмущался Яшин. Конституция России запрещает высылку граждан страны без их согласия, а Яшин и, например, Фадеева такого согласия на обмен не давали.

Закон мы, конечно, поддерживаем, но если очень хочется, если очень колется и вообще условия, на наш взгляд исключительные, то и х** бы с этими законами.

Вернуть домой киллера Красикова хотелось, ну, очень сильно. Так сильно, что уже было не до комариков и их подточенных носов. И вроде получается, что на словах вы про закон и непременное ему следование, а по факту лучше Кара-Мурзы ситуацию не описать: "Ни посадить по закону не могут, ни освободить".

В этом и кроется суть путинской "демократии". Она всегда такой была и строилась именно с этой целью: чтобы только они могли вписывать свои личные, свои желаемые исключения в написанные для всех правила.

Андрей Окунь

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены