Помните романтику Арабской весны 2011-го года? Тогда казалось, что свержение тунисского диктатора Бен Али, правителей Египта и Ливии ознаменует эту благополучия и успешного экономического развития этих стран. Международные организации, эксперты и полисимейкеры Запада хотели верить, что страны Северной Африки и Ближнего Востока примут демократию, как панацею, что выберут свободу и благородное, честное правительство, чтобы про водить рыночные реформы.
Не определив источники экономических проблем, тунисские власти пошли по пути стандартной матрицы МВФ/Всемирного банка и ЕБРР. Переход от авторитаризма к смешанной экономике представлялся оптимальным для развития страны. Сторонников свободного рынка и капитализма среди консультантов правительств, которые пришли к власти арабской весной не было.
Более надёжного способа подорвать доверие к демократии, чем сделать то, что в Тунисе, сложно себе представить. Казалось бы, вот, достаточно развитая страна. Покажите всю мощь теоретической и интеллектуальной мысли, уважаемые сторонники Государства всеобщего интервенционизма (welfare state). Докажите валидность своих моделей, расчётов и прогнозов. Сделайте для всего мира show case, чтобы за опытом ездили со всех континентов.
Тунисские элиты окружили себя иконостасом американской и европейской профессуры и топ-консультантов по экономической политике. Западные технократы предложили Тунису стандартные институциональные решения, не обращая должного внимания на посттоталитарный номенклатурно-коммерческий схематоз, хрупкость судебной власти и склонность бюрократии наклонять регуляции и законы в пользу своих фаворитов. Быстро образовался синдикат VIP-распорядителей и потребителей чужого Туниса на пару с западными технократами и коммерческими структурами, которые получили право "осваивать" ресурсы на программы развития Туниса.
Одна и та же теоретическая модель обкатывалась в других странах, которые через революции или перевороты свергали авторитарных правителей. Люди с горящими глазами верили в чудотворное действие демократии. Они не понимали сути и природу этого набора институтов и механизмов. Им просто хотелось материального достатка и развития. В их исполнении демократия стала своеобразным карго-культом: сверху вроде бы похоже, названия совпадают и формы, но суть и содержание были совсем иными. Основная проблема была в том, что демократия не шла в паре со свободным рынком.
Посттоталитарные элиты, включая силовиков, быстро договорились об установлении контроля над хрупкими институтами демократии. Остальное было делом техники. Государственные инвестиции, инновации, регулирование и потребление – всё попало в сферу интересов демократического правительства.
Прошло 14 лет. Ни одна из стран Арабской весны не стала экономически успешной. В течение 13 лет до Арабской весны среднегодовые темпы роста ВВП Туниса (1998-2010) составили 4,4%, а в течение 2011-2023 гг. всего 1,1%. Это почти в 3 раза медленнее, чем рост мировой экономики. Среднегодовая инфляция во время авторитарного правления была 3,2%, во время демократического – 5,8%. В 2023 г. ВВП на душу населения Туниса был ниже ($3967), чем в 2011 г. ($4472).
ВВП на душу населения Египта в 2011 г. было $3077, а в 2023 г. - $3744, т. е. на 21,7% больше за 13 лет. ВВП страны за этот период в долларовом выражении увеличился на 59%, до $394 млрд. Возьмём Ирак, который также был объектом особого интереса США и Запада в целом, с точки зрения посттоталитарной трансформации. В 2011 г. ВВП на душу населения этой богатой нефтью страны составило $5849, а в 2023 г. - $5826. Про Афганистан, Ливию вообще речи быть не может. Здесь экономические успехи остаются разве что в сладких футурологических грёзах.
На фоне таких провальных кейсов транзита стран из авторитаризма в демократию закономерно встаёт вопрос: "Почему демократия не работает?" Да, в теории, в определённых исторических обстоятельствах, при наличии определённых культурных норм и стандартов, а также при ориентации страны на капитализм, частную собственность и экономическую свободу она дала положительный результат. А вот в посттоталитарных, поставторитарных странах, элиты которых с подачи Запада выбрали модель Государства всеобщего интервенционизма, демократия оказалась карго-культом для прикрытия шкурных интересов VIP-распорядителей и потребителей чужого.
Тунис и Египет, как участники Арабской весны, стали жертвами грубых ошибок в выборе как целевой модели, так и способов транзита. Очевидно, что Украина, которая пережила в последние 20 лет три революции (оранжевая, достоинства, "зелёная"), также стала заложницей грубых ошибок транзита от постсоветского тоталитаризма к демократии и свободному рынку. Олигархи раз за разом устанавливали контроль над институтами демократии и государства, игнорируя экономическую свободу, частную собственность и открытую конкуренцию.
Сегодня Запад переживает беспрецедентный период проверки своих фундаментов на прочность. По сути дела, на кону репутация личной, политической и экономической свободы. США оказалась в зоне сильнейшей институциональной турбулентности. На наших глазах ломается международная система разделения труда. Формат и содержание переговоров Америки со страной-агрессором вызывает бурю возмущений.
Европейский Союз также понимает, что в старых одеждах всеохватывающего государственного интервенционизма и высокого уровня огосударствления экономики конкурентную борьбу в мире не выиграешь. Угроза остаться на обочине истории материализуется на наших глазах.
Весь мир вошёл в режим "транзит". Чистых, классических форм политических и экономических режимов практически не осталось. Везде царит fusion, преимущественно с доминацией Левиафана.
При этом ярые сторонники левизны, марксистко-ленинской чуши о развитии истории по спирали и предопределённости победы социализма вливают людям в уши ложь о том, что крах терпит как раз капитализм. Им не привыкать называть чёрное белым, а чёрта ангелом. Они в очередной раз готовятся раскручивать тезис, что "настоящего социализма" никто не строил, а вот сейчас пролетариат и прекариат всего мира под руководством "зелёных" технократов, теоретиков DEI/ESG/woke из ВЭФа готов осуществить всепланетный транзит к очередной версии светлого будущего. Профессуры США и ЕС, которая давно грезит этим, предостаточно.
! Орфография и стилистика автора сохранены