Интересно, я один такой скептик или еще кто-то есть? Все трубы Иерихона трубят о грядущем перемирии. Новостная лента взрывает мозг обывателя: война зашла в тупик, и то ли Украину склоняют к переговорам, то ли Украина сама склоняется к переговорам, но на кону сделка “территории в обмен на НАТО”. Все это лезет из самых разных информационных щелей: из NBC News, из TIME, из The Economist, и смачно покрыто сверху толстым-толстым слоем Арестовича.

В чем сенсация? В том, что Украину склоняют к переговорам и требуют отказаться от концепции “быстрой военной победы над Россией”. Но это секрет Полишинеля везде, кроме самой Украины, где по странной прихоти офиса ее президента тема возможого затягивания войны и превращения ее в многолетнюю кровавую "тягучку" оказалась на целый год табуирована. На мой взгляд, сенсация если и есть, то в том, что эта дискуссия прорвалась наружу, теперь и в украинский “паблик”. Случилось это отчасти стихийно, а отчасти - с подачи самого политического руководства Украины, которое больше не может отмахиваться от множащихся вопросов ссылкой на “совсем близкую победу”.

Если с контекстом всех этих "сенсационных" заявлений все более или менее понятно, то по существу намечающейся дискуссии возникает много вопросов. Оправданы ли слухи о скором и неминуемом (опять – неминуемом) перемирии? Насколько "светит" Украине мир, а Европе и Америке - отдохновение и возвращение к доброй старой "нормальности", стоит им этого только захотеть? Мне лично кажется, что пока никак "не светит". Ключевой посыл всех как бы утечек последнего времени - "все устали от войны". Звучит вроде правдоподобно, но это ложь. Есть один, который не устал, и его забыли спросить.

Миф о том, что именно Украина является той несговорчивой стороной, которая отказывается от любых переговоров до тех пор, пока не будут выполнены все ее предварительные условия (прямо как Израиль), главное из которых - полное освобождения оккупированных территорий, оказался настолько устойчивым, что даже породил зеркальный миф о Путине, мечтающем закончить войну любой ценой, но не готовом (не имеющем возможности) отдать оккупированные территории обратно якобы из страха перед массовым недовольством, которое будет вызвано таким шагом. Поэтому стоит, мол, предложить Путину “мир в обмен на территории”, как он тут же схватится за эту идею и пойдет на перемирие. Это стало таким общим местом в рассуждениях, что на нем строят свои "мирные планы" все - от Трампа до Явлинского и от Киссинджера до Арестовича.

Я не понимаю, откуда и почему возникла эта уверенность. Но если бы я был на месте Путина (не дай Бог!), я бы никогда в жизни не согласился на такой, а на самом деле – на любой мир (перемирие), в том числе в обмен на любые территории, включая всю Украину целиком. Особенно сейчас, когда ситуация на фронте стабилизируется и необходимости проводить дополнительную мобилизацию нет. Почему? Потому что Путин – заложник войны. У него все хорошо, пока Россия в войне – неважно, на самом деле, какой. Как только война приостанавливается, не говоря уже заканчивается, на первый план выходит внутренняя повестка, и карета стабильности тут же превращается в тыкву. Победа в войне также разрушительна для путинского режима, как и поражение в ней. Неважно какая: только Крым, вся Новороссия, вся Украина. Любая победная точка подобна смерти. Путин – это перманентная война. Есть война – есть Путин, нет войны – нет Путина.

Самой ожидаемой реакцией Путина на любое предложение перемирия в обмен на отказ бороться военными средствами за деоккупацию территорий, на мой взгляд, должно быть немедленное повышение ставок и возвращение к риторике о денацификации и демилитаризации Украины – мол, зря, что ли, мы кровь проливали. Если Путин этого не сделает, он сделает большой подарок российскому революционно-демократическому движению. Но я давно не верю в подарки от Путина. "Бойтесь данайцев, приносящих яйцев" (Илья Ильф).

Владимир Пастухов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены